ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ"
Галерея "Зеленое искусство"
Мы решили приурочить к конференции эту небольшую выставку, представляющую работы художников - активистов экологического движения, понимая, насколько важна роль искусства в его альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений человека с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.
Полвека назад развитие ленд-арта и искусства среды совпало с растущим экологическом сознанием. Это породило экологическое движение, формировало основы экологической политики на государственном и гражданском уровнях. В настоящее время искусство играет все более значимую роль в экологической повестке дня человечества. Наряду с наукой оно ставит и пытается по своему решать вопросы экологии.

В большинстве случаев художник не дает прямых ответов на вопросы, касающиеся сосуществования человека и природы. В отличие от ученого, использующего соответствующие знания и методы исследования, художник обладает свободой, необходимой для постановки задач и их решения, независимо от степени их сложности, используя широчайший набор экспрессивных средств. Это позволяет ему выражать прежде всего эмоциональные и ценностно-смысловые аспекты явлений, увязывая внешние проблемы с внутренними проблемами человека.
Леонид Тишков

окончил Первый московский медицинский институт им. А. М. Сеченова (1979). Выставляется с 1989 года, первая персональная выставка состоялась в 1991 году. Персональные выставки проходили в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), Московском музее современного искусства (ММСИ), московских галереях «Крокин» и др., а также в музеях Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Ярославля, США, Германии, Швеции, Венесуэлы. Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГЦСИ, ММСИ, Nasher Museum of Art, NC, USA, музея изобразительных искусств Северо-Западного университета (Чикаго), Museum of Modern Art (Нью-Йорк), Центре современного искусства Уяздовский замок (Варшава), Центре современного искусства Луиджи Печчи (Прато, Италия) и др. Лауреат премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Художник года» (2017). Участник международных биеннале современного искусства в Сингапуре (2008), триеннале Итихара, Япония (2013, 2017), Сеточи триеннале, Япония (2019). Вошел в топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве 2017 года по версии «Артгида».
Публикуем короткие выдержки из интервью с Леонидом Тишковым, видеозапись которого частично представлена в журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»

https://ecopoiesis.ru/aktualnoe-video/news_post/leonid-tishkov-ob-uchastii-hudozhnika-v-ekologicheskom-dvizhenii

В начале 2009 г меня пригласили в Арктику, вместе с группой ученых, музыкантов, художников. Я впервые увидел этот благословенный край, который потряс меня не только своей красотой, но и своим метафизическим космосом. Это полностью изменило мою жизнь. Когда я узнал о том, что с Арктикой происходит, это не ставило меня равнодушным как художника. Я решил сделать выставку и рассказать всему миру о том, что я чувствовал и как я отношусь к экологическим проблемам этого региона планеты. Тогда я совместил свой художнический опыт, а также опыт врача, и опыт можно сказать, эколога.

Арктика является такой частью организма Земли, состояние которой отражается на состоянии всего этого организма. Моя поездка стала основой создания альбома, который я вел, будучи в Арктике. Он называется «Арктический дневник». Один из первых листов этого дневника – в котором я рассказываю о таянии льдов в Арктике.

Арктика сподвигла меня на продолжение моей работы с экологическими проблемами. Следующее мое путешествие было в Румынию по приглашению экологических организаций. Мы проехали около двух тысяч километров по Карпатам. Я был со своей луной. Мы выбирали там места, где есть признаки надвигающейся экологической катастрофы. Созданные фотографии затем выставлялись в музее. Люди приходили и смотрели на эту «красоту» и читали комментарии. Это один из путей, когда мы можем поднимать экологические проблемы через искусство.

Художники работают с образами, поэтому мне кажется, что художественное мышление – важный компонент в пропаганде экологических идей и ценностей, экологического образа жизни, отношения к Земле.
Беверли Э'Коурт


практикует арт-терапию с 1981 года. Первоначально проводя арт-терапию в психиатрических учреждениях и художественным образованием детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, стала затем практиковать холистическую арт-терапию, проводить образовательные и терапевтические программы для разных целевых групп. Являясь многолетним членом сообщества Фонда Финдхорна, она участвовала в международных конференциях, фестивалях и программах по устойчивому развитию, а также разработала авторские методики экологической арт-терапии. Занимается регулярной художественной практикой, выступает за признание поэтического языка, телесного опыта, экологического сознания и традиционных культур Востока в арт-терапии.
Публикуем короткие выдержки из интервью с Беверли Э'Коурт, полная версия которого представлена во первом номере журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»

https://ecopoiesis.ru/intervyu/article_post/intervyu-s-beverli-ekourt

Как художник, арт-терапевт, активист по охране окружающей среды и член сообщества Фонда Финдхорна, я считаю, что важнейшим практическим и даже политическим вопросом является следующий вопрос: Как можно применять экологически инклюзивную парадигму в искусстве и арт-терапии? Я обращаю особое внимание на системное взаимодействие между человеком и окружающей его средой, что позволяет мне увидеть резонанс между человеком и окружающим миром природы в процессе творческой активности. Мой опыт занятий визуальными искусствами, поэзией и арт-терапией начинается с середины 1980-х годов.

Доисторические корни искусства были в значительной степени основаны на отношениях людей со средой обитания. С эволюционной и культурно-исторической точки зрения искусство, по-видимому, является эффективным инструментом для настройки и адаптации к природной среде, способствует развитию перцептивных и когнитивных навыков, связанных с восприятием и переработкой информации о среде обитания и переносом знаний о природной среде в социальную среду. Все это было необходимо человеку в интересах его выживания как вида.

Буддийские, до-буддийские и даосские медитативные, йогические и западные дохристианские и христианские созерцательные традиции – все это помогло мне понять и использовать соответствующие терапевтические подходы. Мы уважаем «целостность» эко-искусства, оценивая его как одну из многих невербально-концептуальных форм познания, возникающих из общения субъектов, где опыт и импульсы разных форм жизни встречаются и общаются.

Александра Дворникова


независимый художник и арт-терапевт, живущий в Санкт-Петербурге. Закончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица (2008-2015), кафедру станковой и книжной графики со специализацией по аналоговой печати и линогравюре. Далее два года обучалась в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе профессиональной переподготовки со специализацией по арт-терапии. Сооснователь линогравюрной мастерской. Как художник исследует отношения человека и природы, создавая, в том числе, небольшие анимации. В работах как правило присутствует образ леса.
Более 3-х лет работала волонтером с людьми с аутизмом и нарушениями коммуникации. Миколог-энтузиаст. Сфера интересов - архетипическая психология, экопсихология, биосемиотика, экологическая и эволюционная эстетика, концепция воплощенного познания (George Lakoff), глубинная экология, пантеизм, мифология, фольклористика и ритуалы, метамодерн, возможности междисциплинарного взаимодействия искусства и науки, роль межвидовой коммуникации в развитии экосистемы и психики.

Следующим образом характеризует свое творчество:

"В своих рисунках я хочу зафиксировать некий сноподобный мир гармонии человека и природы, передать свое анимистическое восприятие окружающей реальности, показать застывший момент неуловимого чуда и разделить его с другими людьми. Меня завораживает атмосфера тайны, состояние мистического откровения и смутные ощущения давно забытого воспоминания. Я склонна мыслить противоречивыми образами и ощущениями, которые сложно ложатся на слова. Мне интересен опыт архаического проживания контакта с силами природы. Я верю, что в каком-то смысле мы должны "заколдовать" мир заново, чтобы осознать его целостно и снова пережить его непостижимое величие. Современный прагматический взгляд на природу исключает возможность наполненных смыслом и основанных на любви и уважении отношений с ней. Язык образов позволяет коснуться аспектов Красоты, как некоего космического порядка и единства всего живого. Искусство же создает новые фреймы для восприятия реальности.

С детства лес казался мне неким мистическим и лиминальным пространством, где оживают мифы и сказки. Это особый мир, неприрученный, живущий по своим тайным законам, зона свободы и обостренной чувствительности\витальности. Если пристально всматриваться в объекты живой природы, можно разгадать некоторые их тайны.

Меня интересует тема коммуникации в экосистеме. Я верю, что все связано и едино и ключ к этому – обмен информацией. Произведение искусства сродни живому существу или экосистеме, и оно тоже включено в эту сверхсложную и многоуровневую семиотическую систему. В широком смысле творчество – это основа приспособления к окружающей среде, умение видеть в ней потенциалы и возможности. Может это наивно, но я верю, что через любовь и красоту мы сможем вернуть утраченную гармонию с миром Природы".


Диана Судика


иллюстратор из Чикаго. В детстве она всегда искала улиток и жуков под бревнами, и с тех пор мало что изменилось. В начале своей карьеры она создавала плакаты в технике шелкографии для музыкантов, а оттуда перешла в издательский мир, иллюстрируя книжки с картинками для школьников и детей. Диана работает в основном гуашью, акварелью и тушью. Тематика и эстетический выбор ее работ вдохновлен страстью к природе и естественным наукам, а также любовью к различным традициям народного искусства. В свободное от работы время она старается как можно чаще выходить на улицу вместе со своей семьей, а иногда работает волонтером в Лаборатории птиц в Чикагском полевом музее.
Публикуем короткие выдержки из интервью с Дианой Судикой, полная версия которого представлена во втором номере журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»

https://ecopoiesis.ru/intervyu/article_post/izbrannye-hudozhniki-intervyu-s-dianoj-sudikoj

Я надеюсь, что зрители могут почувствовать мое уважение к разным формам жизни и связь с ними. Это, возможно, также оживит их собственные чувства и воспоминания, связанные с их личным опытом близости с природным миром и, тем самым, вдохновит на укрепление связи с ним.

Когда я создаю образ, – и я сейчас в большей степени имею в виду личные работы, а не картинки для детских книг – я стремлюсь создать нечто такое, что несет в себе духовный импульс и передает языческое мироощущение, но также я привношу в свое искусство и элементы научного знания. В последние годы мои образы очень сильно проистекают из того, что я вижу во время своих походов в наши местные лесные заповедники, когда мое внимание сосредоточено, например, на птицах, грибах.

Я живу к северу от Чикаго, в районе Великих озер и Среднего Запада. В моей жизни было время, когда я действительно хотела отсюда уехать, но все же продолжаю жить здесь, так как мои корни тоже здесь, и они достаточно глубоки. Я пытаюсь найти способ укрепить связь с этим регионом, полюбить его. Именно это послужило отправной точкой, с которой я начала долгий процесс изучения экосистемы нашего региона, местной флоры и фауны. Что, в свою очередь, привело к многолетней волонтерской работе в Чикагском полевом музее естественной истории, в его лаборатории по изучению птиц, и этот опыт помог мне найти свой голос в искусстве.


Тигай Уайт

художник, живущий в Портленде, штат Орегон (США). Получила степень бакалавра в области иллюстрации в Миннеаполисском колледже искусств и дизайна в 2012 году и является членом коллектива иллюстраций VACVVM. Картины Тиган были выставлены в десятках сольных и групповых выставок по всей территории Соединенных Штатов. Работала с журналами Nature Conservancy, Smithsonian Magazine, Pangeaseed Foundation, Mondo, Nike, Target, American Greetings, Penguin Random House и многими другими. В дополнение к своему натуралистическому стилю, Tиган создает книжки с картинками и другие работы для детей под названием Tiny Moth Studios, из которых на сегодняшний день опубликовано шесть книг.

Во время своего пребывания в Миннеаполисе Тиган работала волонтером в Центре реабилитации дикой природы штата Миннесота. В настоящее время является членом группы по наблюдению за прибрежными районами и исследованию морских птиц Университета штата Вашингтон (COASST) и группы CoastWatch шт. Орегон, а также двух гражданских научных проектов. Один из них посвящен мониторингу состояния экосистем и общественного землепользования. Другой проект связан со сбором исходных данных для оценки смертности морских птиц из-за природных и антропогенных явлений.

Публикуем короткие выдержки из интервью с Тиган Уайт, полная версия которого представлена в первом номере журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» (https://ecopoiesis.ru/intervyu/article_post/izbrannye-hudozhniki-intervyu-s-tigan-uajt)

Я родилась и выросла на Среднем Западе Соединенных Штатов, в Чикаго, прожила большую часть своей взрослой жизни в Миннеаполисе и переехала на Тихоокеанский северо-запад в 2019 году. Я делаю подробные аллегорические гуаши и акварельные картины, основанные на моем опыте с общения с природой

Я выросла в огромном городе, поэтому мои отношения с природой были явно ограничены, пока я не переехала в Миннеаполис. Там я начала исследовать леса, берега рек и водно-болотных угодий, а также совершать поездки на север к озеру Верхнее.

Наконец, обнаружение мной необъятности природы было похоже на то, будто я нашла недостающую часть себя, или что моя душа раскрывается и начинает вмещать в себя все больше природного, чтобы Природа могла стать постоянной частью меня.

Мне тяжело разделять «искусство» и «природу». Если честно, я думаю, что мое настоящее искусство в чистом виде – это и есть мои отношения с природой, которые я культивировала на протяжении многих лет. Мое искусство существует в пространстве между природой и мной, и ему не нужно приукрашивать природу, чтобы оправдать себя и понравиться зрителям. Поэтому мои картины могут фрустрировать или даже шокировать зрителей. В любом случае, я рисую, потому что мне что-то в природе нравится, потому что время от времени я верю в потенциал искусства, который может оказать положительное влияние на мир, а также потому, что мое претенциозное «чистое искусство» не имеет значения при капитализме. Оно самоценно как самоценна сама природа, и ее не всегда нужно превращать в товар или услугу.

Нам нужна культура, которая согласуется с Землей, на которой мы живем. Культура, которая уважает ценность природы, независимо от ее полезности для человека, и понимает, что перестройка отношений с природой необходима не только для выживания нашего вида, но и как лекарство от всевозможных проблем, с которыми мы сталкиваемся как индивиды и сообщества.
Джин Дэвис

арт-терапевт, адъюнкт-профессор и руководитель отдела креативной художественной терапии в Институте Пратта (Нью-Йорк). Специализировалась в области групповой психотерапии, гештальт-терапии и прикладной экопсихологии. Она идентифицирует себя как художника с твердым убеждением, что акт творения может быть реализован с использованием любых средств, а также является способом навигации в мире. Она считает, что чем больше мы включены в художественно-творческий процесс и при этом внимательны, тем более мы способны сохранить свое индивидуальное и коллективное здоровье и благополучие.
Глубокая связь между внутренним миром и внешними условиями была в центре творчества Джин на протяжении десятилетий. Процесс, который дает энергию для творчества Джин, является инстинктивным, стремительным, возникающим из внутренних эмоциональных состояний, направляющим и вызывающим, индивидуальный и коллективный эмоциональный отклик. Джин считает, что привнесение осознанности в непрерывный поток между внутренним и внешним, художником и средой, может дать нам важные возможности для более глубокого ощущения жизни и большей синхронизации со всем, что нас окружает - человеческим сообществом во всей его сложности, великолепным и, в конечном счете, непостижимым природным миром, окружающей нас средой и слоем невидимой реальности, звучащих в интуиции, мечтах и духовности.
Светлана Пастухова

художник-керамист, преподаватель керамики, учитель изобразительного искусства, ведущий образовательных и арт-терапевтических программ в ГОАОУ «Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями «Траектория»», старший преподаватель кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». Имеет высшее художественно-педагогическое образование, прошла профессиональную переподготовку по дефектологии и арт-терапии.
«На занятиях со школьниками и студентами активно использую экологический/средовый подход, помогающий увидеть, почувствовать и осознать мир природы и культуры вокруг, способствующий формированию и развитию экологической и культурной идентичности школьников и студентов. В своей деятельности активно обращаюсь к традициям народной культуры и искусства, которые неразрывно связаны с землей, миром природы.

В своем творчестве художника-керамиста также опираюсь на традиции народной культуры и искусства, в которых вижу мощную экологическую основу. Природная среда для меня — постоянный источник вдохновения, а природные явления, растения и животные для меня — субъекты общения, характеры и природу которых я стремлюсь передать в своих работах. В своем творчестве вижу много того, что сродни ритуалу, таинству порождения. Работу на гончарном круге нередко воспринимаю как магическое действо, создание природного микрокосмоса в его единстве с человеком, таинство экопоэзиса. Стараюсь соединить традиционные приемы работы с глиной с формами современного искусства, в частности ландшафтным искусством».
Анна Амирханова

практикующий психолог, психоаналитик, художник. Участник региональных выставок, работы в частных коллекциях России и ближнего зарубежья. Преподаватель изостудии, работает с детьми в коррекционной школе и с подростками с зависимостями.
«Большую часть жизни я рисовала. Для меня это способ выразить ту чувственную линию, что рождается при созерцании природы, многогранности людей. Стараюсь передать красивое в простом, узор связей и линию повествования, что сама природа шепчет человеку, подталкивая к изменениям. Свои замыслы воплощаю в художественных образах о любви в ее соприкосновении с природой, вплетая сюжет в атмосферу окружения.
Мир природы, явлений и сказок впервые воплотила в серии иллюстраций для персональной выставки «Легенды Байкала» в Иркутске. С тех пор рисование чувств и судеб через призму среды и природного ландшафта захватывает и разворачивается в серии работ о любви.

В одном из циклов работ, посвященных романтическим отношениям, под названием «Экология романтических отношений» я исследую их на примере отношений реальных или вымышленных персонажей, героев мифов, легенд, литературных произведений, и представляю их отношения на картинах в определенных, как мне кажется, наиболее характерных ландшафтах.

Помимо картин с изображение героев, я также создала серию картин с изображением пар цветов, в которых цветы передают сущность героев, их природу и их связь с землей. Это усиливает экологические ноты в данном цикле и дает ключи к разгадке некоторых природных и культурных истоков личностей героев.

Думаю, что этими своими работами я обращаю внимание людей на экологические основы их отношений, настраиваю их, строя отношения друг с другом, также строить свои отношения с землей, ценить и чувствовать природную и культурную среду и заботиться о ней, также как они заботятся друг о друге».

Ольга Орната

художник, преподаватель Высшей школы дизайна (Москва), выставлялась в российских и зарубежных галереях, автор и ведущая арт-групп, создала собственную арт-школу, член Международного художественного фонда, ведущая выездных ленд-арт программ.
«С большим трепетом отношусь именно к искусству в среде, ленд-арту. Здесь искусство и природа встречаются, бережно и деликатно проникают друг в друга. Белые стены галереи – это прекрасно, но самые сильные творческие и личные впечатления я часто получаю, работая под открытым небом, и это не случайно. Ведь занятия искусством – это один из способов осмысления человеком реальности и адаптации в ней. Из разных форм изобразительного искусства именно ленд-арт является формой реализации взаимодействия человека с природной средой, поиска в ней своего места. Через этот вид искусства человек ищет и находит созидательные формы взаимодействия со средой, вместо привычного подчинения природы и переработки ее в сырьё и товары. Всё больше цифровизации, всё больше виртуального, всё меньше остаётся возможности «жизни на земле», в «заземлении», в унисон и в такт с лесами и степями. И одновременно всё больше в этой ситуации проявляется потребность человека как существа изначально природного "вернуться на землю".

Вы можете познакомиться на выставке с двумя моими работами: коллажем из глянцевых журналов на бумаге в сочетании с mixed media и видеоарт. Работа является частью проекта для выставки «Пейзаж Y», прошедшей в 2019 году в Центре творческих индустрий «Фабрика» (Москва). «Пейзаж Y» является моим исследованием места пейзажа в современной реальности, обозначением его актуальности, поиском новых форм репрезентации.

Другая работа – это инсталляция из трав, представленная в виде парящей в небе мандалы».

Шон МакНифф

художник, оказавший значительное влияние на развитие представлений о креативности, искусства в исцелении, а также на исследования, основанные на искусстве, развитие арт-терапии в разных странах мира, преподавая арт-терапию на разных континентах. За свою работу МакНифф получил различные награды, в том числе звание почетного члена Американской арт-терапевтической ассоциации. Создал первую интегрированную программу обучения искусству в области терапии и образования в университете Лесли. Один из родоначальников экспрессивной терапии, почетный профессор Университета Лесли (Кембридж, шт. Массачусетс, США)
«Природа – это опыт и условие взаимозависимой жизни, несмотря на все те барьеры, которые выстроены нашими понятиями и институтами. Этот опыт наиболее полно и естественно постигается в процессе занятий изобразительным искусством на природе. Оно объединяет жесты, восприятие, воображение, воспоминания, телесные реакции, чувства и многое другое. Когда я рисую пейзажи, фигуры, пространства и места, меня всегда беспокоит качество жестов, которые я делаю, и превращение краски в последовательную и динамичную композицию – микро-действия в создании природы. Хотя я могу фокусироваться на конкретном природном объекте, он всегда – лишь отправная точка и постоянный партнер в творчестве, который, как и я, и окружающая среда, принимает форму и изменяется в процессе создания картины. То же самое относится ко всем средствам художественного выражения, когда к ним относятся как к природным стихиям.

Было бы ошибочным думать о природе как о чем-то отдельном от человека, создающего искусство, руководствуясь антропоморфной парадигмой, противоречащей реальности как непрерывного процесса творения с бесконечными крупными и малыми партнерами. Как и природа, художественные проявления человека могут трансформироваться и создавать вехи пути, прокладывая путь для нового. Нам нужна глубокая психология искусства и природы, чтобы поддерживать и культивировать этот жизнеутверждающий и исцеляющий процесс сотрудничества человека и его жизненной среды».

Made on
Tilda