ПРИРОДОЦЕНТИРОВАННАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
Данный мастер-класс состоит из двух переходящих друг в друга частей и позволяет получить представление о базовых практиках, принципах и философии природоцентрированной арт-терапии. Это такая арт-терапия, которая может быть особенно полезна для людей, которые ищут исцеления на основе воссоединения с живым миром посредством, используя при этом возможности экспрессивных искусств. Данный мастер-класс также предназначен для помогающих специалистов, прежде всего, арт-терапевтов и экспрессивных терапевтов, желающих помочь другим развить чувство принадлежности и сострадания к миру, отличному от человека, одновременно укрепляя и сохраняя психическое здоровье, повышая уровень эмоционального благополучия и комфорта благодаря творческому взаимодействию с миром природы.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОБРЕТЕНИЕ СВОЕГО МЕСТА НА ПРИРОДЕ КАК БАЗОВАЯ ТЕХНИКА ПРИРОДОЦЕНТРИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Место для пребывания на природе является важнейшим условием переживания безопасности и принадлежности к миру природы, которое мы естественным образом обретаем, будучи детьми, и, когда порой после многих лет его забвения вновь его обретаем, предоставляет взрослому доступ к мудрости внутреннего ребенка, а также к мудрости «места». Это то место, где можно присутствовать, раскрываться и осознанно вступать в отношения с миром, отличным от человека.
В ходе мастер-класса будет представлена техника поиска и организации своего места на лоне природы как условие последующей созерцательной и художественно-творческой практики, развития экологического сознания и перестройки отношения к природе и себе. Поясняются основные условия и порядок поиска и организации такого места, а также набор предметов и изобразительных материалов, подготавливаемых для такой практики.
В качестве примера реализации данной техники показана практика, проводимая ведущей мастер-класса на базе Музея изобразительных искусств Мэби-Геррер в г. Шони, шт. Оклахома, США. Техника поиска и организации своего места на лоне природы обосновывается с точки зрения культур коренных народов, в частности, индейцев Северной Америки, и современных концепций экопсихологии и глубинной экологии.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДОЦЕНТРИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ. РИСУЯ СЕРДЦЕМ И РУКАМИ
После нахождения и организации своего места на лоне природы, начинается созерцательная (медитативная) и художественная практика, в ходе которой используются разные виды изобразительной деятельности. В ходе этой части мастер-класса будет продемонстрирована одна из изобразительных техник, выступающая инструментом общения, слушания всем сердцем и руками. Ведущая мастер-класса покажет порядок выполнения данной техники. Пояснит направленность и психологические механизмы такой практики, сопровождающейся эффектами полисенсорной стимуляции, перенастройской восприятия среды и активацией творческого воображения как важных предпосылок изменения отношения к природе и развития экологического сознания.
Техника представляет собой интуитивный рисунок, форму монопечати, требует высокого уровня настройки на среду и ощущения. Однако результат рисования остается невидимых, поскольку оно происходит с завязанными глазами. После создания нескольких рисунков в данной технике начинается этап погружения и доработки с использованием других художественных средств, а также неба, звуков, деревьев, насекомых и т. д. Мир природы начинает говорить на языке искусства, используя текстуру, цвет, движение, формы, пространство, линии и т. д. Тем самым процесс изобразительный обеспечивают идеальную форму резонанса с миром природы и глубинными интенциями души и сердца.
Руг Мэдлин – доктор наук, зарегистрированный арт-терапевт, доцент в Университете Св. Григория в Шони, штат Оклахома, адъюнкт-профессор Института Пратта (Нью-Йорк), соавтор (совместно с А.И. Копытиным) книг Green Studio: nature and the arts in therapy (NY, NY: Nova Science Publishers, 2016), Environmental expressive therapies: nature- assisted theory and practice (NY, NY: Taylor & Francis, 2018), член редакционного совета журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»